Цены на новые автомобили в России могут опуститься до уровня февраля уже к концу 2022 года. Подержанные машины, пользующиеся спросом у покупателей из Приморья, стремительно дешеветь не будут. Гендиректор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский рассказал агентству «Автостат», что снижение цен на авто без пробега маловероятно раньше декабря.
«Обусловлено это тем, что с 1 января автомобили, которые не будут проданы, уже не считаются «новыми»», — объяснил эксперт. По его словам, сильнее всего подешеветь могут машины массового сегмента. Цены на подержанные авто могут остаться на нынешнем уровне, считает директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова,
Предложение на рынке растёт благодаря притоку импортных б/у автомобилей, но и спрос остаётся повышенным, поскольку российские покупатели воспринимают подержанные машины как альтернативу дефицитным авто без пробега. Ранее «Восток-Медиа» писало, какие машины эксперт считает самым надёжным приобретением в текущих условиях.
Что будет с рынком авто в 2022?
Что происходит на вторичном рынке авто — Рынок подержанных автомобилей в мае 2022 года сократился на 30% по сравнению с маем 2021 года, выяснил «Автостат». За май продали 326 тысяч автомобилей. Чаще всего покупали Лады — 27,8% от всех проданных машин. В июне продали уже 433 тысячи автомобилей, что все еще на 24% меньше показателей июня 2021 года.
- Лада осталась самой популярной.
- Самые продаваемые модели на рынке подержанных машин с середины февраля суммарно подорожали на 11%, говорится в исследовании «Авто-ру».
- Значительнее всего цены выросли на японские автомобили и премиум-сегмент.
- Стоимость наиболее популярных в России автомобилей не сильно изменилась: например, Шкода Октавия и Фольксваген Поло стали дороже на 100 тысяч рублей.
Самое заметное подорожание произошло в марте: средняя цена автомобилей с пробегом выросла на 25% по сравнению с началом года — до 1,25 млн рублей. В июне этот показатель остался примерно на том же уровне — 1,2 млн рублей. Исследования «Дрома», «Авито-автотеки» и «Авто-ру» указывают на то, что около половины автомобилей, которые пытаются продать пользователи, — со скрученным пробегом.
Чаще всего такие машины пытаются сбыть с рук в регионах Сибири и Дальнего Востока. Но пробег на автомобилях скручивали и раньше. Автомобилисты также рассказывают журналистам, что на их объявления о продаже чаще стали откликаться дилеры. Салоны предлагают выкупить у владельцев их машины. Такое же предложение пришло редактору Тинькофф Журнала: дилер был готов забрать Форд Фокус и дать скидку на новый Хендай.
На какую модель — неизвестно. Ее собирались назвать при оценке. Купленными старыми автомобилями дилеры заполняют склады, которые постепенно пустеют. Сейчас это один из основных каналов пополнения.
Что будет с ценами на автомобили в 2022 году в России?
Цены на автомобили в 2022 году увеличатся на 5-10%, даже с учетом того, что в 2021 году они выросли на 18% по сравнению с предыдущим. К такому выводу пришли эксперты — участники форума ForAuto, на котором собрались дилеры и представители автопроизводителей со всей России.
- В основном цены будут расти в первой половине 2022 года.
- «Сейчас рост цен уже не будет таким чудовищным (как в прошлом году. — РБК ).
- Тем не менее, рост рекомендованной розничной цены еще немного продолжится — 5-10% в зависимости от ситуации.
- При этом во втором полугодии рост замедлится», — уверен директор по операционным вопросам в Geely Валерий Тараканов «Автомобили лучше брать сегодня, цены вниз не откатятся,
Просто упадет спрос из-за низкой покупательской способности. Но ближе к началу 2023 года, возможно, часть производителей скорректирует цены», — предположил Алексей Володин, представитель компании-производителя Stellantis (бренды Peugeot, Citroen, Opel).
- А вот в «Рольфе» полагают, что цены вырастут на 10%.
- «В текущих ценах еще не отыграно повышение цен на металлы, проблемы с логистикой и чипами», — уверен директор дилерского предприятия «Рольф» Владимир Мирошников.
- Но есть и более грустные прогнозы.
- «Может вообще случиться что-то, что ограничит поставки, и тогда рост цен превысит 10-15%.
Все будет зависеть от геополитики. Также мы ожидаем смену поколений моделей, и они будут дороже. Импортеры лукавят, мы регулярно получаем новые прайсы, Понемногу цены растут, причем постоянно. А по году рост будет более чем 10%», — считает гендиректор компании «Автодом» (специализируется на премиальных марках) Андрей Ольховский.
Когда падает цена на авто?
Зима — Наиболее выгодный месяц для покупки машины – декабрь, перед новогодними каникулами, если быть точными. Спрос на б/у авто в это время невысок, а, значит, и стоимость снижена по отношению к другим месяцам. Еще один фактор, влияющий на цену авто с пробегом, – год выпуска.
- Считается, что с наступлением нового года машина автоматически становится на год старше, а значит, цена – ниже.
- В январе, после новогодних праздников, наступает период затишья.
- Продавец, заметив снижение количества звонков, без труда сбрасывает цену до уровня, подходящего вам.
- Кроме того, в морозную погоду можно проверить запуск холодного двигателя.
Это еще один аргумент в пользу приобретения автомобиля в преддверии Нового года.
Что будет с ценами на авто в России?
Почему растут цены — Основная причина лавинообразного роста цен на автомобили в 2021 г. — дефицит новых машин у дилеров, объясняют участники рынка. С этой проблемой продавцы столкнулись еще в августе прошлого года. Дефицит автомобилей возник, в свою очередь, из-за нехватки полупроводников, которая коснулась большинства компаний по всему миру.
- Этой ситуацией решили воспользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками,
- Впрочем, и сами производители на этом фоне тоже продолжают поднимать рекомендованные розничные цены практически каждый месяц.
- Например, стоимость автомобилей Lada индексировалась с начала 2021 года семь раз.
Как рассказал РИА «Новости» глава Минпромторга Денис Мантуров, цены на отечественные автомобили в 2021 г. увеличились на 5-8%, а иномарок — до 20%. В свою очередь, в аналитическом агентстве «Автостат» заметили, что такого стремительного роста стоимости автомобилей не было, начиная с кризисного 2014 года.
Когда подешевеют машины 2022?
Цены на новые автомобили в России могут опуститься до уровня февраля уже к концу 2022 года. Подержанные машины, пользующиеся спросом у покупателей из Приморья, стремительно дешеветь не будут. Гендиректор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский рассказал агентству «Автостат», что снижение цен на авто без пробега маловероятно раньше декабря.
«Обусловлено это тем, что с 1 января автомобили, которые не будут проданы, уже не считаются «новыми»», — объяснил эксперт. По его словам, сильнее всего подешеветь могут машины массового сегмента. Цены на подержанные авто могут остаться на нынешнем уровне, считает директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова,
Предложение на рынке растёт благодаря притоку импортных б/у автомобилей, но и спрос остаётся повышенным, поскольку российские покупатели воспринимают подержанные машины как альтернативу дефицитным авто без пробега. Ранее «Восток-Медиа» писало, какие машины эксперт считает самым надёжным приобретением в текущих условиях.
Что ждет авторынок в России?
Российский авторынок может начать восстановление уже в следующем году, а к 2024-му в натуральном выражении превысить показатели докризисного 2021 года. Так считают аналитики компании «Технологии доверия» (ранее PwC в России). Правда, структура игроков рынка в ближайшее время изменится — европейские и американские бренды заменят производители из Китая, Индии и Пакистана Российский авторынок по итогам 2022 года ожидает снижение продаж на уровне 28%, до чуть более чем 1 млн штук (цифра дана без учета продаж легкового коммерческого транспорта).
- Такой прогноз сделали аналитики компании «Технологии доверия» (ранее PwC в России).
- «Автомобильный рынок в России сегодня переживает структурную перестройку по всем направлениям — производство, импорт, сервис, финансовые услуги, но пока не было массового ухода игроков.
- Пока остановлены только поставки, игроки рынка думают, и окончательного решения не принято», — поясняет директор автомобильной практики компании «Технологии доверия» Виктория Синичкина.
Аналитики компании обращают внимание, что ключевыми факторами, влияющими на рынок в последнее время, были сбои в глобальных цепочках поставок комплектующих как следствие сложившейся геополитической ситуации и последствий пандемии, отсутствие роста платежеспособности населения и высокие цены на автомобили.
Есть у «Технологий доверия» и более пессимистичный прогноз. «При усилении санкционного давления, ухудшении макроэкономической ситуации, массовом уходе игроков, сокращении импорта и ухудшении логистических поставок компонентов снижение продаж ожидается на уровне 50% (до 760 000 штук) и более по сравнению с прошлым годом», — отмечается в исследовании.
В любом случае, начиная уже с 2023 года рынок, по данным компании, пойдет в рост. И к 2028 году продажи автомобилей в России в натуральном выражении вырастут до 1,78 млн штук при среднегодовых темпах роста в 6%. Почему аналитики так думают?
Почему так сильно подорожают машины?
В РФ отмечается высокий спрос на автомобили с пробегом. Фото с сайта www.vl.ru Дефицит новых автомобилей, общий рост цен и нестабильность доходов привели к тому, что россияне переключили свой спрос с новых авто на подержанные, следует из обзора аналитиков автомобильного рынка РФ.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах. Западные аналитики сообщают, что лучшей инвестицией для частного инвестора в уходящем году стали подержанные автомобили: они дорожают быстрее, чем фондовый рынок и некоторые криптовалюты. Эксперты не видят предпосылок к замедлению роста цен на авто с пробегом и в 2022 году.
Если рекомендованные розничные цены на новые модели автомобилей с января 2021 года выросли на 11%, то на подержанные – в 1,5 раза, следует из исследования сервиса «Авто.ру». По словам аналитиков, в декабре средняя цена подержанного автомобиля на портале сервиса составила 940 тыс.
- Руб. И новые, и подержанные авто дорожали в первую очередь по причине общего роста цен и изменения структуры рынка.
- Аналитическое агентство «Автостат» сообщало, что средняя цена подержанного легкового автомобиля в декабре 2021 года достигла 970 тыс. руб.
- При этом в начале года средняя цена автомобиля на вторичном рынке в России составляла 688 тыс.
руб. Эксперты прогнозируют, что в начале 2022 года средняя цена подержанного авто в России превысит отметку в 1 млн руб. В агентстве рост цен на вторичном рынке объясняют инфляцией, а также нехваткой новых автомобилей у дилеров. «Дефицит новых автомобилей вызван сбоями в поставках электронных компонентов.
- Из-за дефицита комплектующих мировые автопроизводители были вынуждены сократить ранее планировавшиеся объемы производства», – говорят в «Автостате».
- По данным исследования «Авто.ру», во второй половине года количество объявлений о продаже авто сократилось в среднем на 15% относительно первого полугодия.
При этом спрос поднялся на 20%. В ноябре количество предложений на вторичном рынке упало на 24% по сравнению с началом года. По словам аналитиков, в первом полугодии их количество не снижалось, а во втором полугодии дефицит новых автомобилей и резкий рост цен на них заставили россиян повременить с обновлением личного транспорта, машин в продаже стало заметно меньше.
- «Однако интерес к подержанным авто в этом году практически не падал.
- Снижение спроса на 10% было зафиксировано только в июле, а в августе показатель вернулся на прежний уровень.
- В сентябре и октябре активность пользователей заметно выросла – плюс 10–12% относительно января-февраля», – отмечают в «Авто.ру».
Повышенный спрос на подержанные машины виден и по регионам РФ. Так, автомобильный портал «Дром» сообщает, что почти 70% автолюбителей Пермского края за последний год приобрели машины, стоимость которых не превышала 500 тыс. руб., и лишь каждый пятый уложился в бюджет от 500 тыс.
Какие авто подешевели в 2022?
В июле 2022 года пять популярных в 2022 году моделей подешевели. Такие выводы можно сделать из исследования компании «Открытие Авто» и Национального агентства промышленной информации. Эксперты изучили стоимость 20 наиболее популярных моделей в России. И оказалось, что на 14 из них цены в июле остались без изменений, одна модель подорожала, а у пяти отмечено снижение цен.
Рост цен был зафиксирован только на кроссовер Kia Sportage — это связано с тем, что в России начались продажи нового поколения этой модели. Рекомендованные цены на Sportage выросли почти на 300 тыс. руб. или на 10%. «К слову, машина прежнего поколения без малейших обновлений прибавила за полгода 23,5% — с 2,37 млн рублей в январе до 2,92 млн в июне», — пояснили в «Открытие авто».
Среди машин, которые подешевели, надо отметить китайский Haval Jolion. Цены на эту модель в июле 2022 года уменьшились по сравнению с июнем на 6,6% (до 2,25 млн руб.). Правда, по итогам шести последних месяцев автомобиль подорожал на 44%. Haval F7 подешевел за последний месяц на 3% до 2,92 млн руб.
Дешевле стала и Skoda Rapid (заявленная цена 1,23 млн, что меньше на 4,2%). Замкнули «пятерку» подешевевших машин Lada Niva Legeng (947 тыс. руб., минус 1,46%) и Granta (869 тыс. руб., минус 0,45%), которые стали дешевле за счет появления «упрощенных» версий. «Подорожания автомобилей, которое рынок обычно переживал в преддверии осени, в этом году скорее всего не будет.
Цены на многие модели уже находятся на заградительном уровне. В то же время дефицит, сохраняющийся на рынке, не дает предпосылок к тому, что последний месяц лета принесет и сколько-нибудь существенное удешевление большинства машин. Во многих случаях новые автомобили если и станут доступнее, то только точечно.
Когда лучше всего покупать новую машину?
Для потребителей оптимальными сезонами можно считать зиму и лето. При ответе на вопрос, когда выгоднее покупать автомобиль в автосалоне можно сказать, что идеальными месяцами являются первые два в году. Через несколько месяцев на склад будут поставляться модели нового поколения, для них нужно освободить место.
Какие автомобили подешевели?
Toyota Camry за 4 700 000 рублей Фото: Auto.ru Поделиться Вот уже 4 месяца автомобильный рынок РФ находится в сложном положении, а сегмент новых автомобилей так и вовсе пребывает в коме. За это время, несмотря на масштабное сворачивание продаж, практически ни один автопроизводитель по сути не снизил рекомендованных цен, задранных в момент биржевой паники и курса доллара выше 100 рублей.
Естественно, люди обратились к рынку подержанных машин — к концу весны там наметилось небольшое снижение цен. Давайте посмотрим, как ведут себя цены и на вторичке, и на первичке по итогам июня. Как мы помним, в марте, в пик кризиса, начало резко дорожать абсолютно всё. Цены на вторичном рынке поднимались вплоть до 20%.
В апреле пошло замедление, а потом и откат, в июне стоимость подержанных машин продолжала снижаться. И в итоге сейчас мы имеем +11% к усредненной цене по сравнению с доспецоперационными временами. — Топ-30 вторичного рынка с середины февраля суммарно подорожал на 11%, сейчас машины продаются в среднем по 1,3 миллиона рублей.
- В конце марта этот показатель был еще на 9% выше — больше 1,4 миллиона рублей.
- За тот месяц с начала кризиса цены на популярные автомобили на вторичном рынке выросли на 21%, — объясняют аналитики федерального сервиса Auto.ru.
- Наибольшая прибавка в цене постигла японские автомобили и премиальный сегмент.
Mazda CX-5 подорожала на 28% (плюс 660 000 рублей), по 27% прибавили Mercedes-Benz E-Класса (плюс 880 000) и Toyota Land Cruiser 200 (плюс 1 300 000 рублей). Массовые модели дорожали не так сильно, примерно на 10–15%. Kia Ceed, Lada Vesta, Skoda Octavia и Volkswagen Polo в рублевом эквиваленте прибавили по 100 000 рублей, а Hyundai Solaris, Lada Largus и Skoda Rapid — по 90 000 рублей. Подержанный Toyota Land Cruiser Prado 2013 года за 2 900 000 рублей Фото: Auto.ru Поделиться А вот в сегменте новых автомобилей, находящемся в глубокой коме, нет даже никаких намеков на снижение рекомендованных цен от автопроизводителей. Базовый Hyundai Solaris как стоил по прайсу от 1 апреля 1 408 000 рублей, так и стоит — это за механику, полупустой салон, двигатель 1,4 л.
Какие автомобили меньше всего теряют в цене?
Аналитическое агентство «Автостат» подвело итоги ежегодного исследования по сохранности остаточной стоимости автомобилей на российском рынке, В большинстве сегментов лидерами стали модели японских и южнокорейских марок, В ходе исследования были изучены данные примерно о 2100 моделях и их модификациях почти 50 различных брендов.
- При составлении рейтинга учитывались только показатели версий машин с высоким уровнем предложений, тогда как редкие варианты не принимались во внимание.
- Для анализа бралась цена на новый автомобиль в 2016 году и стоимость его перепродажи в 2019 году, после чего специалисты получали индекс остаточной стоимости той или иной модели.
Абсолютным лидером рейтинга стал компактный кроссовер B-класса Hyundai Creta, который за три года эксплуатации в среднем сохраняет 87,81% своей первоначальной стоимости. На втором месте идет пикап Toyota Hilux с показателем 86,49%, а на третьем — хетчбэк Renault Sandero с результатом 84,89%.
Что касается премиального сегмента, то в нем самый высокий показатель у кроссоверов Lexus RX (78,37%), Audi Q7 (75,92%) и Lexus NX (72,66%). В 2019 году в России было продано 5,4045 млн автомобилей с пробегом, что на 0,4% ниже результата 2018 года. Таким образом, вторичный авторынок упал впервые после трех лет роста.
Почти одна четверть рынка подержанных машин пришлась на отечественную марку Lada — в предыдущие 12 месяцев в России было продано 1,3465 млн таких автомобилей с пробегом. На втором месте на вторичном рынке идет марка Toyota, автомобили которой разошлись тиражом 597,6 тыс.
Что покупали на вторичном рынке в 2019-м Продажи автомобилей с пробегом впервые упали после трех лет роста
Когда снизятся цены на новые авто?
« Автомобили, завезенные в Россию по ценам первого квартала, будут иметь повышенную стоимость рублях, которая потом в перспективе 6−9 месяцев должна снизиться и вернуться к величинам лета 2021 года», — заявил представитель BusinessInvite Consulting Group.
Какие авто ушли из России?
Среди них — и большой Volkswagen, и маленькая Ferrari, и глобальный Stellantis, и дуэт Hyundai-Kia, ещё зимой готовивший новинки для РФ. Но некоторые бренды Россию всё-таки покинули. Рассказываем, какие именно. Самая яркая и во многом историческая потеря для российского рынка — марка Renault.
Почему подорожали автомобили 2022?
Стремительный рост цен на новые автомобили продолжился в России и в 2022 году. Это произошло из-за резких колебаний курса рубля, дефицита машин у дилеров и целой волны санкций в отношении нашей страны. Аналитики агентства «Автостат» решили посчитать на сколько выросла минимальная рекомендованная розничная цена (РРЦ) в 2022 г.
- У самых популярных на рынке моделей.
- При этом, стоит отметить, что стоимость реальных сделок в автосалонах еще выше, поскольку продавцы продолжают накручивать цены за счет установки дополнительного оборудования.
- Так, за первые 2,5 месяца нынешнего года самая популярная модель на российском рынке Lada Vesta подорожала сразу на 30%.
Минимальная розничная цена на машину сейчас составляет 1 121 900 руб. На данный момент семейство «Веста» включает в себя седан и универсал, у которых также есть «высокие» модификации Cross. Автомобили оснастили 1,6-литровыми двигателями мощностью 106 и 113 лошадиных сил, а также 122-сильным мотором 1,8 литра.
- Агрегаты работают вместе с пятиступенчатой «механикой» или вариатором.
- Стоимость Kia Rio выросла на 22,7% и теперь составляет минимум 1 244 900 руб.
- В России эта модель доступна в кузове седан и хэтчбек.
- Автомобиль пережил в прошлом году программу рестайлинга после чего обзавелся новым фирменным логотипом и модернизированным медиакомплексом.
Самой доступной среди популярных десяти моделей пока остается Lada Granta — с минимальной стоимостью в 727,9 тыс. рублей. Автомобиль доступен с 1,6-литровыми двигателями мощностью 87, 98 и 106 лошадиных сил. Трансмиссии — пятиступенчатая «механика», «робот» или четырехдиапазонный «автомат».
«Это неизбежно». Автокомпании готовятся к резкому повышению цен «Многих ждут сокращения». Автосалонам предсказали смутные времена
Что будет с вторичным авторынком в 2022?
По итогу 2022 года российский рынок подержанных легковых автомобилей сократится на 20%, считают эксперты автобизнеса, опрошенные «Коммерсантом». При этом продажи новых автомобилей, по самым оптимистичным сценариям, упадут вдвое.
Что будет с авторынком в 2023 году?
Аналитики уверены, что, начиная с 2023 года, российский авторынок начнёт восстанавливаться — Аналитики компании «Технология доверия» заявили, что продажи новых легковых автомобилей в России в 2022 году снизятся на 28% и составят примерно 1,1 млн единиц.
- «В 2022 году ожидается снижение продаж новых легковых автомобилей без учета легких коммерческих на уровне 28%.
- Реализация прогноза будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры и сохранения мер поддержки государства, в том числе с помощью кредитования», — говорится в обзоре «Технологий доверия».
Минпромторг ожидает, что авторынок упадёт до 750 тыс. машин, а в Российской ассоциации автодилеров (РоАД) делают более скромный прогноз на уровне 500 тыс. машин. «Технология доверия» считает, что в случае усиления санкционного давления, ухудшения макроэкономической ситуации, дальнейшего сокращения импорта и продолжения проблем с логистикой поставок компонентов и массовом уходе игроков с рынка продажи новых «легковушек» могут упасть в этом году примерно на 50%, до 760 тыс.
Единиц. «Автомобильный рынок в России сегодня переживает структурную перестройку по всем направлениям — производство, импорт, сервис, финансовые услуги, но пока не было массового ухода игроков. Пока остановлены только поставки, игроки рынка думают, и окончательного решения не принято», — заявила директор автомобильной практики «Технологий доверия» Виктория Синичкина.
Аналитики уверены, что, начиная с 2023 года, российский авторынок начнёт восстанавливаться и ежегодно прибавлять примерно на 6%, достигнув 1,32 млн машин в 2023 году и 1,58 млн в 2024 году (в 2021 году продажи составили 1,5 млн машин). К 2028 году при такой динамике его объём должен вырасти до 1,78 млн единиц.
«Азиатские бренды будут активно наращивать рыночную долю, в том числе и в сегменте премиальных автомобилей. Несмотря на то, что экологическая повестка в мире уходит на второй план, в России будет увеличиваться инновационный сегмент — электромобили», — добавила Виктория Синичкина. «Технологии Доверия» предоставляет аудиторские и консультационные услуги компаниям разных отраслей.
В офисах «Технологий Доверия» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Владикавказе, Перми и Нижнем Новгороде работают 3 700 специалистов.
Как подорожают автомобили в 2022 году?
Авторынок
Автоэксперт Мигаль спрогнозировал рост цен на новые автомобили в России на 50% в 2022 году Новые автомобили в России подорожают в этом году максимум на 30-50% в зависимости от марки и модели. Если цены вырастут больше, их просто перестанут покупать. Об этом заявил агентству «Прайм» генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. Автосалон Volkswagen. Фото Volkswagen По словам эксперта, очередная волна подорожания начнется на российском авторынке уже с апреля. Вместе с ней усилится и дефицит автомобилей, доступность которых снизится еще сильнее из-за приостановки деятельности в России целого ряда зарубежных компаний.
- Все это, считает Мигаль, может привести к тому, что к концу года наш авторынок сократится аж до миллиона автомобилей (для сравнения, в 2021 году его объем составил 1 666 780 машин — прим.).
- При этом расходы дилеров существенно вырастут, поскольку даже после возобновления деятельности импортные бренды импортные бренды пересмотрят все условия в свою пользу.
«Даже если приостановка деятельности импортных брендов будет временной, все равно будут пересмотрены условия партнерства в пользу поставщика», — считает Денис Мигаль. Еще одним негативным фактором, способным повлиять на цены, станут санкции. Именно они, по словам эксперта, стали главной причиной проблем с логистикой, из-за которой «АвтоВАЗ», Toyota, Nissan и другие крупные автокомпании приостановили свое производство в России на неопределенный срок.